Posted by on Янв 6, 2020 in Бхагавад-гита: кто такой истинный духовный учитель? | Нет комментариев

Сегодня мы будем говорить об очень-очень важной теме в процессе бхакти-йоги  (высшей ступени йоги) и вообще в жизни, а именно: о духовном учителе. Это крайне важно. Для того, чтобы достичь успеха, у человека должен быть истинный духовный учитель – настоящий духовный учитель. Как я говорил на других занятиях, какому навыку вы бы ни хотели научиться, это всегда это требует присутствия учителя. Мы недавно были в Хиве, и там есть очень много художников и рукодельцев, которые делают необыкновенные вещи. И мы зашли в одно место, где они занимались резьбой по дереву. Они делали очень красивые резные двери и огромные колонны, которые поддерживают здание, и также какие-то маленькие поделки из дерева: коробочки и так далее. Там был старик-отец, который по-прежнему ещё работал. И у него было два сына, и они работали. Он учил их, он учил их этому искусству. Возможно, они уже учили своих детей, а кто-то научил отца. Вот как это выглядит. Нам нужен учитель. Если вы, например, спортсмен, вам нужен тренер – это ваш учитель. Когда вы идёте в школу, первое, что у вас есть – это учительница, а второе – это учебники. Нам нужно две вещи: нам нужны учебники и нам нужен учитель.

Это повсюду принимается, все об этом знают. Матери учат дочек, как быть хорошими в жизни, так? Раньше так было во всяком случае. Но когда дело доходит до духовной жизни, часто люди говорят: «Да мне не нужен учитель, я сам разберусь». Или: «Мне не нужно учебников, я буду просто слушать своё сердце». А на самом деле это означает, что я буду слушать свой ум: «О, я думаю так. Мне кажется так». Но это не авторитетно, это не Веды , это не то, как учатся. У нас есть Бхагавад-гита . Это ваш учебник, понимаете? Бхагавад-гита – одно из основных ведических писаний, которые мы изучаем в бхакти-йоге. Это очень уникальное писание, потому что его рассказывает сам Верховный Господь Кришна (Верховная личность Господа в изначальном проявлении, Всевышний). Это было пять тысяч лет назад на этой планете. Вот почему она называется «Бхагавад-гита» – «Песнь Бога».

Кришна – высший авторитет среди всех авторитетов. Поэтому Его песнь, Его книга, которую Он поведал, является высшим авторитетом в духовной жизни. И когда мы принимаем это… Давайте посмотрим, что говорит Кришна о духовном учителе. Он говорит со своим очень дорогим другом и учеником Арджуной. И также мы должны понимать один момент: в истинной духовной жизни вы всегда будете учеником своего учителя. Вы никогда не приходите к такому уровню, что вы теперь равны своему учителю. А некоторые люди пытаются даже превзойти учителя. Но даже если кто-то становится гуру, авторитетным гуру, в своём сердце и в своей душе он всегда чувствует себя находящимся у стоп своего учителя. Он всегда чувствует себя смиренным слугой своего учителя.

И о чём в четвёртой главе Бхагавад-гиты говорит Кришна?

34 текст: «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю».

Первый момент – постараться узнать истину. В различных писаниях говорится, и в Библии точно так же: «И познаете истину, и истина освободит вас». Нет истины – нет свободы. Истина освобождает. Что говорит Кришна? – «Постарайся узнать истину». И как у людей, у нас есть возможность это сделать. У нас есть необыкновенные способности узнать истину. Я уже много раз говорил об этом: у низших форм жизни нет такой возможности – у собак, у кошек. У всех других низших форм жизни нет такой возможности. Вы можете научить свою собаку переворачиваться, трясти лапой, сидеть, вставать, махать хвостом, но может ли она понять Бхагавад-гиту? Нет, не может. Она находится в собачьем теле, и оно не предоставляет ей такой возможности. Но когда эта душа в собачьем теле, достигнет человеческой формы тела, у неё откроется такая возможность. Поэтому, какая наиболее важная функция человеческой формы жизни? Узнать истину – вот для чего предназначена человеческая форма. Духовную истину, понимаете?

Я знаю, что люди сделали невероятное открытие в том, как устроен этот мир. На самом деле Веды дают эту информацию и намного больше, так что не нужно ничего открывать. Но суть в том, что когда Веды говорят об истине, они говорят о духовной истине. И как мы это делаем в соответствии с тем, что говорит Кришна? Вручив себя духовному учителю. И это все объясняет. Учитель или мастер – это тот, кто является экспертом в каком-то деле. Духовный учитель эксперт в духовной истине, он полностью знаком с Ведами, он понимает заключение Вед, он знает материальный мир и знает все его влияния на нас. И знает, как эти всевозможные влияния сбивают нас с пути. И он обладает огромным состраданием. На самом деле он обладает состраданием Бога, потому что он полностью соединил жизнь с волей Господа. Милость и сострадание Господа проявляются через него. И если мы скажем, что духовный учитель любит всех, мы будем правы, потому что в сердце духовного учителя присутствует любовь, милость и сострадание Господа.

Когда вы любите кого-то, что вы хотите для него? Чтобы он был счастлив, так? Каждый, кто кого-то любит, хочет, чтобы тот, кого он любит, был счастлив. Это означает, что духовный учитель хочет, чтобы мы все были счастливы, – вот его желание. Некоторые люди думают, что духовный учитель хочет чего-то от нас, но это не так. У духовного учителя есть всё, потому что у него есть Господь. Его постоянный спутник – это Господь. Ему ничего не нужно от нас, но он хочет, чтобы мы были счастливы. И разница в том, что он знает, как сделать так, чтобы мы были счастливы. Мы тоже хотим, чтобы люди, которых мы любим, были счастливы, но мы не знаем, как достичь этого для них. Иногда богатые родители дают ребёнку столько материального богатства: «Я хочу, чтобы ты был счастлив». Поэтому они покупают ему это, то и так далее. Мы делаем одно и другое, но это не сделает счастливой духовную душу. А духовный учитель знает, как сделать счастливой нас, духовную душу. И в чём счастье для души? Это то же самое, что делает счастливым духовного учителя – взаимоотношения любви с Богом. Это единственный источник счастья.

Те, кто обладает большим знанием в этой науке, называются вайшнавами. И как-то раз один вайшнав общался с группой людей, по сути с группой атеистов, в очень материально обеспеченной стране. Он говорил, что здесь все так сильно пытаются быть счастливыми. У них есть все материальные возможности, и они терпят крах, страдая. Другими словами, такова была его аудитория. И он им говорил: «Вы все пытаетесь быть счастливыми без Бога». Вот в чём проблема: вы пытаетесь быть счастливыми, но вы пытаетесь без Бога. Рыба не может быть счастливой без воды. Понимаете? Мы не можем быть счастливыми без Бога, нет такой возможности.

Но мы пытаемся, и у нас есть заменители этой любви. Но каким-то образом это не приносит нам полного удовлетворения. Что идёт вместе с любовью? Сострадание. А люди, которые иногда так сильно кого-то любят, при этом не обладают этим. Это цикл: «любовь – ненависть». «Я люблю тебя – я тебя ненавижу». Это ненастоящая любовь. Любовь значит, что вы хотите видеть того, кого вы любите, довольным, счастливым и удовлетворённым, и не хотите ничего от него. Вам ничего не нужно от него. Так что духовный учитель говорит нам о том, что мы не можем быть счастливы без Бога. И это большой шок для мира, который становится всё более и более атеистичным. Некоторые люди знают об этом, а большинство людей не хотят об этом слышать: «Я буду счастливым, не говори мне этого».

Давайте продолжим читать текст номер 34 из четвёртой главы. Кришна продолжает свои наставления: «Вопрошай духовного учителя смиренно и служи ему».

Чтобы смиренно вопрошать, нам нужно понять, что я ничего не знаю. Если мы думаем, что мы уже знаем, то мы не будем вопрошать. А если мы задаём вопросы, то с вызовом: «А докажи мне вот это. А как насчёт этого?» Мы бросаем вызов, мы не восприимчивы, мы не вопрошаем смиренно. Мы не в смиренном настроении, поэтому мы не в состоянии услышать истину. Духовный учитель не может говорить с таким человеком, и он не говорит с таким человеком, потому что это не работает. Должно быть смирение. И в этом мире высокомерия такое качество крайне редко. В духовной жизни высочайшим качеством является смирение. Об этом говорил Господь Гооранга (воплощение Господа) . Он говорил, что следует быть смиренным, чувствуя себя ниже, чем травинка, ниже, чем солома на улице. Такого сознания мы пытаемся достичь.

Мы настолько высокомерны, что мы ничего не слышим. В результате мы несчастливы. Поэтому здесь говорится: «Вопрошай его смиренно и служи ему». Ещё одно – очень тяжёлая идея для наших высокомерных ушей: «Я не собираюсь никому служить. Я никому не обязан служить. Я господин». Таково наше отношение: мы не хотим никому служить, но хотим, чтобы служили нам. Но это нехорошее положение, и поэтому мы упускаем возможность. Без отношения служения и смирения мы не можем получить истину. А если у нас нет истины, то что у нас есть? Ложь, иллюзия. Понимаете? Есть истина, а дальше есть иллюзия, есть ложь, есть неправда, заблуждение. И это то, что у нас будет, если у нас нет истины. И может ли быть какой-то хороший плод, если мы находимся в таком состоянии? Ответ: не может быть хорошего плода. Поэтому мы несчастны, пытаясь быть счастливыми без Бога. Пытаясь быть счастливыми с отношением высокомерия. Нет смирения. И это невозможно, это никогда не сможет произойти. Это не может произойти. Так что мы сами для себя создаём очень мрачное будущее.

И они (ведические писания) говорят: «Осознавшая себя душа может передать тебе знание, ибо она видит истину». Духовный учитель видит истину, он видит Господа. Видит истину, понимает все слова Господа. Он видит реальность жизни, у него есть знание, поэтому он может передать его нам. Он может дать тебе знание, ибо он узрел истину. Вот такая личность – духовный учитель.